Всероссийское совещание региональных координаторов и руководителей ЦНППМПР

Всероссийское совещание региональных координаторов и руководителей ЦНППМПР

8 - 9 апреля 2021 года в Воронеже проходит Всероссийское совещание региональных координаторов и руководителей Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Министерства просвещения России. В совещании принимают участие ректор СОРИПКРО Исакова Л.С. и руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства и управленческих кадров Ахполова В.Б.
Современные фитнес-технологии и инновационные подходы в преподавании физической культуры

Современные фитнес-технологии и инновационные подходы в преподавании физической культуры

С 30 марта по 9 апреля старшие преподаватели кафедры ВиДО Майрамукова Ф.Т. и Хачиянц Л.Б. прошли курсы повышения квалификации «Современные фитнес технологии и инновационные подходы в преподавании физической культуры в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях». Курсы были организованны ОГФСО «Юность России» (г.Москва) для специалистов в области физической культуры и спорта. Обучение проходило в очно-заочной форме в on-line режиме.
Обучение предполагаемых экспертов региональной предметной комиссии ОГЭ по математике

Обучение предполагаемых экспертов региональной предметной комиссии ОГЭ по математике

9 апреля начался курс повышения квалификации  «Подготовка экспертов региональной предметной комиссии для проведения итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Математика». Куратор курса - старший преподаватель кафедры ПЕМЦ Кцоева Ж.Н. Председатель предметной комиссии Бурнацева Е.В. рассказала слушателям о нормативно-правовой базе, обеспечивающей проведение ОГЭ. 
Вечер памяти писателя и этнографа Сослана Темирханова

Вечер памяти писателя и этнографа Сослана Темирханова

7 апреля 2021г. сотрудники кафедры осетинского языка и литературы приняли участие  в памятном вечере, посвященном  140-летию публициста, просветителя, этнографа начала XX века Сослана Темирханова.  Вечер, организованный инициативной группой Международного общественного движения «Иры Стыр Ныхас», прошел в республиканской национальной библиотеке имени А. Коцоева. В мероприятии приняли участие ученые, представители общественных организаций республики, учителя осетинского языка и литературы, преподаватели и студенты вузов.
Установочный вебинар

Установочный вебинар

6 апреля Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России и ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» организовали и провели установочный вебинар по предоставлению в 2021 году из федерального бюджета грантов в форме субсидий на реализацию проектов,
Курсы повышения квалификации учителей биологии

Курсы повышения квалификации учителей биологии

В МБОУ СОШ №27 с 29 марта по 3 апреля прошёл первый модуль курсов повышения квалификации учителей биологии «Предметная и методическая компетентности учителя биологии». Куратор курсов – зав.кафедрой ПЕМЦ Кантемирова З.А. В начале курсов учителя выполнили задания докурсовой диагностики, позволившие выделить профессиональные дефициты. Перед педагогами с лекциями выступили преподаватели факультета биологии, химии и биотехнологии СОГУ: Бадтиев А.К. (канд. биол. наук), Николаев И.А. (канд. биол. наук), Цховребова А.И. (канд. биол. наук), Мамаев В.И.(канд. биол. наук).
Курсы повышения квалификации учителей математики

Курсы повышения квалификации учителей математики

На базе МБОУСОШ № 41 с 29 марта по 3 апреля учителя математики ОО республики прошли обучение в рамках курсов повышения квалификации «Предметная и методическая компетентности учителя математики». Куратор курсов-ст.преподаватель кафедры ПЕМЦ Кцоева Ж.Н. Предварительно со слушателями была проведена докурсовая диагностика предметной подготовки, проводимая в формате COOGLE-форм с целью определения блока наиболее важных тем. Сам формат COOGLE-форм также явился неким входным испытанием, определяющим умение пользоваться современными инновационными моделями в образовании.
Курсы повышения квалификации учителей истории и обществознания

Курсы повышения квалификации учителей истории и обществознания

С 29 марта по 3 апреля на базе МБОУ-Лицей г. Владикавказа прошли курсы повышения квалификации «Предметная и методическая компетентности учителя истории и обществознания». Для учителей истории и обществознания Моздокского района велась онлайн-трансляция занятий. Куратор курсов – зав.кафедрой гуманитарных наук Дзодзаева М.Т.
Курсы повышения квалификации учителей физики и астрономии

Курсы повышения квалификации учителей физики и астрономии

С 29 марта по 3 апреля базе МБОУ СОШ №42 прошли курсы повышения квалификации учителей физики «Предметная и методическая компетентности учителя физики и астрономии. Тематика программы разработана в соответствии с профессиональными потребностями учителя физики и астрономии и направлена на ликвидацию выявленных в ходе различных диагностических процедур профессиональных дефицитов. Куратор курсов – ст.преподаватель кафедры ПЕМЦ Дзеранова А.Л.
Курсы повышения квалификации учителей химии

Курсы повышения квалификации учителей химии

С 29 марта по 3 апреля на базе МБОУСОШ №43 прошли курсы ПК «Предметная и методическая компетентности учителя химии». В работе курсов приняли участие преподаватели СОГУ Кабанов С.В.(кандидат хим.наук, доцент), Кубалова Л.М.(кандидат хим.наук, зав.кафедрой), а также учителя химии ОО республики:
Курсы повышения квалификации учителей географии

Курсы повышения квалификации учителей географии

На базе МБОУСОШ №22 с 29 марта по 2 апреля прошли курсы повышения квалификации учителей географии ОО республики. «Предметная и методическая компетентности учителя географии». Куратор курсов-ст.преподаватель кафедры ПЕМЦ Дзасохова Л.К.В работе курсов приняли участие преподаватели СОГУ  Хацаева Ф.М.(декан геофака), Тебиева Т.И.(зав.кафедрой геофака), Туаев Г.А.(старший преподаватель) , а также учителя–практики ОО республики:
Курсовое мероприятие для учителей черчения (графики)

Курсовое мероприятие для учителей черчения (графики)

С 30 марта по 1 апреля в СОРИПКРО прошел спецкурс по дополнительной профессиональной программе «Современные подходы к преподаванию черчения (графики) в школе». Основное внимание в программе было уделено изучению следующих вопросов: теория и методика преподавания черчения в условиях реализации ФГОС; применение современных образовательных технологий в практической деятельности; применение различных видов оценивания обучающихся на уроках; проектирование современного урока черчения; организация различных форм внеурочной деятельности по предмету.

Научно-методический журнал «Рухстауæг» («Просветитель»)

О журнале «Рухстауæг» («Просветитель»)

Северо-Осетинским республиканским институтом повышения квалификации работников образования (СОРИПКРО) в помощь учителям осетинского языка и литературы, специалистам дошкольных образовательных учреждений издается научно-методический журнал «Рухстауæг» («Просветитель»).

Журнал  выходит два раза в год.  Его первый номер увидел свет в  апреле 2004 года.

Важнейшая цель журнала – знакомить педагогов республики с новинками теории и методики преподавания предметов регионального цикла; оказывать помощь педагогам в работе по привитию учащимся базовых национальных ценностей, освоении системы общечеловеческих ценностей, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа нашей страны.

Журнал является своего рода трибуном учителя осетинского языка, он стимулирует творческую активность педагогов и воспитателей образовательных учреждений. Редколлегия журнала уделяет большое внимание выявлению и распространению лучших систем воспитания, обучения и внеурочной  работы с детьми и учащейся молодежью.

Концепция журнала в целом отражена в его структуре, предусматривающей необходимость освещать вопросы теории и методики преподавания предметов регионального цикла.  При этом основное внимание уделяется повышению теоретического и методического уровня учителей осетинского языка и литературы, специалистов дошкольных образовательных учреждений, вопросам планирования урочной и внеурочной деятельности в рамках предметов.

  В каждой из рубрик журнала представлены публикации различного типа – посвященные проблемным и дискуссионным темам теории и методики воспитания и образования, конкретным методическим  разработкам, методически интересным примерам работы учителей, анализу положительного опыта внедрения инновационных разработок по методике осетинского языка, содействующих духовно-нравственному развитию личности гражданина России.

Вместе с тем, в журнале специально выделяется отдельная методическая  рубрика для освещения тем, представляющих общий интерес, и ряд других рубрик, ориентированных на освещение тематически специализированных методик преподавания осетинского языка, организации воспитательного процесса посредством родного слова. Полный список рубрик журнала включает двенадцать позиций:

«Методика и опыт»;

«Реализация ФГОС на уроках осетинского языка и литературы, традиционной культуры осетин»;

«Ученые  школе»;

«Семинары и открытые уроки»;

«Реализация системы полилингвального образования в образовательных учреждениях республики»;

«В методическую копилку учителя осетинского языка и литературы»;

«Из опыта работы лучших педагогов республики»;

«Руководителю методического объединения учителей осетинского языка и литературы»;

«В помощь молодому педагогу»;

«Осетинский язык и литературное чтение в начальной школе»;

«Осетинский язык в дошкольном образовательном учреждении»;

«Внеурочная  работа по осетинскому  языку и литературе».

Кроме того, по решению редколлегии некоторые номера журнала открываются важной статьей на актуальную тему вне фиксированных рубрик. Не все из названных выше рубрик обязательно присутствуют в каждом номере журнала. Они появляются  по мере поступления тематически подходящих материалов.

Основу содержания журнала составляет глубокая профессиональная ориентация.  

За время своего существования журнал «накопил» большую информацию по вопросам теории осетинского языка и литературы, методики преподавания предметов «Осетинский язык», «Осетинская  литература» и «Традиционная культура осетин», организации внеурочной деятельности в рамках предметов регионального компонента. В журнале рассматриваются методы и формы внеклассной работы, планирование уроков осетинского языка, литературы и традиционной культуры осетин, представлены материалы по истории и современному состоянию осетинского языка, а также языку художественных произведений.

Материалы журнала помогают учителю реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности школьника.

Воспитанию духовности, нравственного отношения к жизни, развитию художественного вкуса, комплексному приобщению школьника к окружающему его миру способствуют публикуемые на страницах журнала уроки и внеурочные мероприятия. В их основе базовые национальные ценности, обозначенные в Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России: патриотизм, социальная солидарность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. При этом особую значимость приобретают материалы внеурочной деятельности в рамках предметов осетинский язык, осетинская литература и традиционная культура осетин.

На страницах  журнала  печатаются  сценарии  внеурочных мероприятий с элементами проектной деятельности учащихся. К примеру, в первом номере журнала 2013 года был опубликован сценарий викторины по осетинской литературе, посвященной дню рождения основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова, в ходе которой учащиеся демонстрировали свои проектные работы. Опубликованная в том же номере журнала («Рухстауæг» №1, 2013г.) программа театрального представления «Симд Нартов» также предусматривает использование проектных работ учащихся. Мероприятия направлены на формирование патриотизма, бережного отношения к наследию предков, воспитание других нравственных качеств посредством произведений осетинской литературы и    устного народного творчества.

Одной из основных задач журнала является пропаганда передового опыта работы учителей осетинского языка и литературы. На страницах журнала печатаются разработки учителей осетинского языка – победителей республиканских и всероссийских конкурсов педагогического мастерства.

Среди материалов:

авторские программы внеурочной деятельности,

программы элективных курсов,

серии тематических уроков и внеурочных мероприятий,

дидактические материалы к урокам и др.

Содержание  их направлено на привитие учащимся любви к родному краю, бережному отношению к родному языку, почитанию традиций и обычаев предков. Так, программа «В мире осетинских пословиц» («Рухстауæг»№1,2012г.), разработанная  учителем осетинского языка сош№4 г.Беслан Джериевой М.Б., знакомит учащихся не только с тематикой осетинских пословиц, но и  представлениями осетинского народа о главных жизненных ценностях: родине, семье, общественном долге, труде, любви.

Спектр публикаций, отражающих по содержанию и форме духовно- нравственную, воспитательно-просветительскую, гражданско-патриотическую программы работы с детьми и  учащейся молодёжью достаточно разнообразен.

Как известно, воздействовать на детей в рамках урока могут три основных фактора: личность педагога, содержание учебного материала и уклад «жизни», уровень взаимодействия учитель-ученик (Врата учености: сборник интегрированных уроков по церковнославянскому языку // Сост. Макарова Е.В. М., 2007.)

Безусловно, содержание учебного занятия по родному языку и литературе должно быть нацелено на раскрытие духовно-нравственных ценностей и понятий. Тем более, что вся осетинская литература пронизана нравственной проблематикой. Но если учитель сам не различает, что есть добро и зло, что лежит в основе нравственности, то и глубинные идеи осетинской литературы, ее духовное наследие остается мертво.  Учитывая это обстоятельство, журнал «Рухстауæг» печатает на своих страницах материалы ученых-осетиноведов, позволяющие «погрузить» педагога в мир осетинской культурной традиции через интеграцию с предметами: «Традиционная культура осетин», «Основы национальной осетинской веры», «История осетинского языка». В качестве примеров можно привести следующие материалы последних номеров журнала:

- статья кандидата филологических наук, доцента кафедры осетинского языка и литературы СОГУ имени К.Л. Хетагурова Валиевой Т.И. «Уроки нравственности в средней школе» («Рухстауæг» 2010, №2);

- статья кандидата педагогических  наук, доцента кафедры иностранных языков  СОГУ имени К.Л. Хетагурова Корнаевой З.В. «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности учащихся начальной школы» («Рухстауæг» 2012, №2);

- этнографический материал «Термины родства у осетин» подготовленный шеф-редактором республиканской газеты «Рæстдзинад» Цгоевым Х.Г. («Рухстауæг» 2011, №1);

- статья кандидата педагогических  наук, старшего научного сотрудника кафедры ЮНЕСКО СОГПИ Дзампаевой Л.Г. «Особенности преподавания осетинского языка в системе поликультурного образования» («Рухстауæг» 2013, №1);

- статья кандидата филологических наук, доцента кафедры осетинского языка и литературы СОГУ имени К.Л. Хетагурова Валиевой Т.И. «Больные» вопросы общества в произведениях Арсена Коцоева» («Рухстауæг» 2013, №1);

- статья кандидата филологических наук, доцента кафедры осетинского языка и литературы СОГУ имени К.Л. Хетагурова Асаевой Н.А. «Образ богатыря в осетинском фольклоре» («Рухстауæг» 2013, №1)  и т.д.

При этом дополнениями к представляемым материалам  являются публикуемые в журнале  практические виды работы – урочные и внеурочные формы деятельности.

Все материалы журнала способствуют реализации требований ФГОС начального и основного общего образования

Как известно, содержание духовно-нравственного воспитания на уроке должно опираться на широкий историко-культурный контекст межпредметных связей. Редакцией  журнала большое значение уделяется материалом интегративного характера. Интегрированные уроки и внеурочные мероприятия дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.

Журнал «Рухстауæг» («Просветитель») стал настольной книгой не только педагогов Республики Северная Осетия-Алания, но и учителей Республики Южная Осетия.

В последнее время журнал видоизменился: к каждому номеру издается специальный диск с видеоматериалами, презентативными материалами уроков и внеурочных мероприятий.

Редакция журнала постоянно напрямую общается со своими читателями: организует для них встречи с коллективом редакции, учеными-осетиноведами, лучшими методистами республики; устраивает выставки методических копилок.

С целью обмена и распространения опыта издательской деятельности  редакция журнала несколько раз встречалась с методистами институтов повышения квалификации Северо-Кавказского федерального округа. Материалы журнала вызвали большой интерес у педагогов округа. Издание нашло поддержку и одобрение у сотрудников Центра национальных проблем образования ФИРО г. Москва.

Редакционная коллегия журнала:

Майрамукаева Ф.А. - канд. пед. наук, зав. кафедрой  осетинского языка и литературы СОРИПКРО (главный редактор)

Валиева Т.И., ст. преподаватель кафедры Осетинского языка и литературы СОРИПКРО

Газзаева Т.С., учитель высшей категории МКОУ СОШ№1 ст. Архоской

Джанаева Л.Ф.,  преподаватель кафедры Осетинского языка и литературы СОРИПКРО

Дзтиева Э.З., ст. преподаватель кафедры Осетинского языка и литературы СОРИПКРО

Камболов Т.Т., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой ЮНЕСКО СОГПИ

Кцоева М.И., ст. преподаватель кафедры Осетинского языка и литературы СОРИПКРО

Солтанова Д.М., ст. преподаватель кафедры Осетинского языка и литературы СОРИПКРО

Томаева З.Г., ст. преподаватель кафедры Осетинского языка и литературы СОРИПКРО

Хозиева Э.Ч., ст.  методист кафедры Осетинского языка и литературы СОРИПКРО

Цопанова Р.Г., доктор филологических наук, профессор кафедры осетинского языка и литературы СОГУ имени К.Л. Хетагурова

 
minprosv logo oset логотип логотип dpo Логотип ФИПИ universitet detstv
легион drofa логотип b ruskoe slova mnemozina 2
окно