Итоговое совещание сотрудников СОРИПКРО

Итоговое совещание сотрудников СОРИПКРО

30 декабря 2021г. состоялось итоговое совещание сотрудников СОРИПКРО, на котором ректор института Исакова Л.С. вручила благодарственные письма и грамоты Министерства образования и науки РСО-Алания, а также грамоты Республиканского Дворца Детского творчества преподавателям: Темираеву А.Т., Михайловой Н.А., Цогоевой З.И., Пучковой Н.А., Солтановой Д.М., Рамоновой Н.А., Айдаровой Л.Х., Дзерановой А.Л. и ст.методисту Чочиевой А.А. Людмила Сулеймановна поблагодарила коллектив СОРИПКРО за работу и поздравила всех с наступающим Новым годом!
Научно-практическая конференция

Научно-практическая конференция

29 декабря на базе ГБОУ "Центр образования "Эрудит"для педагогов и специалистов ДОУ республики  прошла  научно-практическая конференции  "Детский сад - территория для всех: интеграция детей с ОВЗ в воспитательно-образовательное пространство. Преподаватели кафедры педагогики и психологии Доева Л.И. и Моргоева Д.Д. выступили с докладами и осветили вопросы организации инклюзивного образования в ДОУ с учетом требований ФГОС ОВЗ, подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.
Форум «Наставничество. Лучшие практики»

Форум «Наставничество. Лучшие практики»

23 декабря в СОРИПКРО при поддержке Министерства образования и науки РСО-Алания в рамках республиканского проекта «Подготовка кадров для системы образования» прошел форум «Наставничество. Лучшие практики». Формат мероприятия - очно-заочный с применением дистанционных технологий на платформе Zoom. Модераторы - старшие преподаватели кафедры педагогики и психологии Михайлова Н.А. и Рамонова Н.А. Цель проведения форума - диссеминация лучших практик наставничества в ОО РСО-Алания для педагогических работников ОО, ДО, СПО.
Международная интернет-конференция

Международная интернет-конференция

22 декабря 2021года на базе СОРИПКРО прошла международная интернет-конференция «Актуальные вопросы сохранения осетинской культуры, языка за пределами Осетии и пути их решения». В конференции участвовала заведующая кафедрой осетинской филологии СОРИПКРО Майрамукаева Ф.А. Техническое и информационно-методическое сопровождение обеспечивали зам.ректора по АХЧ Николов В.Д., ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии Рамонова Н.А.
Всероссийский  конкурс сочинений

Всероссийский конкурс сочинений

Преподаватели кафедры осетинского языка и литературы приняли участие в организации и проведении регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений о своей культуре на русском языке и описании русской культуры на родном языке. Конкурс проводился Федеральным институтом родных языков народов РФ. В региональном этапе приняли участие 147 обучающихся ОО республики, лучшие 16 работ были направлены на федеральный этап конкурса. 22 декабря 2021г. прошла итоговая онлайн-конференция, где победителям конкурса была предоставлена возможность прочитать свое сочинение на осетинском и русском языках. Лучшие работы будут опубликованы в сборнике сочинений конкурса.
XV Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка -2021

XV Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка -2021

21-22 декабря 2021г. в Федеральном институте развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ прошла международная научная конференция «Международный мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языка», очный этап XV Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка -2021. Третье место по результатам конкурса заняла учитель осетинского языка и литературы НОУ «Православная гимназия имени Аксо Колиева» Албегова Л.К., победитель межрегионального конкурса учителей родных языков СКФО-2020. Ректор СОРИПКРО Исакова Л.С. вошла в состав членов жюри конкурса. Методическую помощь в подготовке к конкурсу оказали участнице преподаватели кафедры осетинского языка и литературы.
Школьные службы медиации в РСО–Алания: проблемы и перспективы

Школьные службы медиации в РСО–Алания: проблемы и перспективы

22 декабря в СОРИПКРО прошла II научно-практическая конференция «Школьные службы медиации в РСО–Алания: проблемы и перспективы», в которой приняли участие 56 руководителей, медиаторов и тьюторов по работе с родительской общественностью ОО РСО–Алания. Модератор конференции – ст. преодаватель кафедры педагогики и психологии Айдарова Л.Х. Цель конференции - подведение итогов работы служб медиации за период с 2017г. по декабрь 2021г.; анализ затруднений, с которыми сталкиваются представители служб медиации на местах; обмен опытом.

"Созвездие интеллектуалов"

С 15 по 20 декабря на базе МАОУ ДОД «Центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» прошел IX муниципальный научный форум для обучающихся 4-11 классов ОО г.Владикавказа "Созвездие интеллектуалов". Форум проводился в дистанционном формате. В ходе форума состоялась работа секций с оценкой докладов экспертными комиссиями и заполнением протоколов. Ст.преподаватели кафедры технологии обучения и методики преподавания предметов Васильева Н.В и Джиоева Л.О. вошли в состав экспертного совета.
«За нравственный подвиг учителя»

«За нравственный подвиг учителя»

17 декабря состоялось вручение грамот победителям и призерам республиканского этапа XVI Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» по РСО-Алания. На церемонии вручения грамот и ценных подарков присутствовали: руководитель отдела религиозного образования и катехизации Владикавказской епархии Протоиерей Артемий Пономаренко; начальник отдела национального образования и языковой политики Министерства образования и науки РСО-Алания Накусова И.А.; сотрудник отдела религиозного образования и катехизации Владикавказской епархии, куратор Конкурса по РСО-Алания Чарчаранова С.В.; ректор СОРИПКРО Исакова Л.С.
Всероссийская онлайн-конференция «Инклюзивное образование – 2021»

Всероссийская онлайн-конференция «Инклюзивное образование – 2021»

16-17 декабря 2021 года прошла Всероссийская онлайн-конференция «Инклюзивное образование–2021». Создание эффективного образовательного пространства», на которой с докладами выступили зав.кафедрой педагогики и психологии Доева Л.И. и ст.преподаватель Моргоева Д.Д. На конференции обсуждались актуальные вопросы инклюзивной практики в системе образования:
«Мы разные, но равные!»

«Мы разные, но равные!»

16 декабря в Нальчике состоялся ХI Межрегиональный конкурс учителей родных языков Северо-Кавказского федерального округа «Мы разные, но равные!». В этом году в мероприятии участвовали 17 учителей родных языков из республик СКФО и Республики Южная Осетия. Учитель осетинского языка и литературы МБОУСОШ №11 г. Владикавказа Калоева З.В. заняла 2-е место по итогам конкурса. К мероприятию конкурсантку готовили преподаватели кафедры осетинского языка и литературы СОРИПКРО. Ст.преподаватель кафедры Солтанова Д.М. также была членом жюри конкурса.
Неделя биологии в школе

Неделя биологии в школе

16 декабря в рамах реализации Национального проекта развития химико-биологического образования в МБОУ СОШ №27 прошел День открытых дверей. На мероприятие были приглашены учителя биологии «опорных» школ районов, в которых функционируют химико-биологические классы. День открытых дверей проходил в Неделю биологии в школе. Руководитель проекта - зав.кафедрой технологии обучения и методики преподавания предметов Кантемирова З.А.

Научно-методический журнал «Рухстауæг» («Просветитель»)

О журнале «Рухстауæг» («Просветитель»)

Северо-Осетинским республиканским институтом повышения квалификации работников образования (СОРИПКРО) в помощь учителям осетинского языка и литературы, специалистам дошкольных образовательных учреждений издается научно-методический журнал «Рухстауæг» («Просветитель»).

Журнал  выходит два раза в год.  Его первый номер увидел свет в  апреле 2004 года.

Важнейшая цель журнала – знакомить педагогов республики с новинками теории и методики преподавания предметов регионального цикла; оказывать помощь педагогам в работе по привитию учащимся базовых национальных ценностей, освоении системы общечеловеческих ценностей, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа нашей страны.

Журнал является своего рода трибуном учителя осетинского языка, он стимулирует творческую активность педагогов и воспитателей образовательных учреждений. Редколлегия журнала уделяет большое внимание выявлению и распространению лучших систем воспитания, обучения и внеурочной  работы с детьми и учащейся молодежью.

Концепция журнала в целом отражена в его структуре, предусматривающей необходимость освещать вопросы теории и методики преподавания предметов регионального цикла.  При этом основное внимание уделяется повышению теоретического и методического уровня учителей осетинского языка и литературы, специалистов дошкольных образовательных учреждений, вопросам планирования урочной и внеурочной деятельности в рамках предметов.

  В каждой из рубрик журнала представлены публикации различного типа – посвященные проблемным и дискуссионным темам теории и методики воспитания и образования, конкретным методическим  разработкам, методически интересным примерам работы учителей, анализу положительного опыта внедрения инновационных разработок по методике осетинского языка, содействующих духовно-нравственному развитию личности гражданина России.

Вместе с тем, в журнале специально выделяется отдельная методическая  рубрика для освещения тем, представляющих общий интерес, и ряд других рубрик, ориентированных на освещение тематически специализированных методик преподавания осетинского языка, организации воспитательного процесса посредством родного слова. Полный список рубрик журнала включает двенадцать позиций:

«Методика и опыт»;

«Реализация ФГОС на уроках осетинского языка и литературы, традиционной культуры осетин»;

«Ученые  школе»;

«Семинары и открытые уроки»;

«Реализация системы полилингвального образования в образовательных учреждениях республики»;

«В методическую копилку учителя осетинского языка и литературы»;

«Из опыта работы лучших педагогов республики»;

«Руководителю методического объединения учителей осетинского языка и литературы»;

«В помощь молодому педагогу»;

«Осетинский язык и литературное чтение в начальной школе»;

«Осетинский язык в дошкольном образовательном учреждении»;

«Внеурочная  работа по осетинскому  языку и литературе».

Кроме того, по решению редколлегии некоторые номера журнала открываются важной статьей на актуальную тему вне фиксированных рубрик. Не все из названных выше рубрик обязательно присутствуют в каждом номере журнала. Они появляются  по мере поступления тематически подходящих материалов.

Основу содержания журнала составляет глубокая профессиональная ориентация.  

За время своего существования журнал «накопил» большую информацию по вопросам теории осетинского языка и литературы, методики преподавания предметов «Осетинский язык», «Осетинская  литература» и «Традиционная культура осетин», организации внеурочной деятельности в рамках предметов регионального компонента. В журнале рассматриваются методы и формы внеклассной работы, планирование уроков осетинского языка, литературы и традиционной культуры осетин, представлены материалы по истории и современному состоянию осетинского языка, а также языку художественных произведений.

Материалы журнала помогают учителю реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности школьника.

Воспитанию духовности, нравственного отношения к жизни, развитию художественного вкуса, комплексному приобщению школьника к окружающему его миру способствуют публикуемые на страницах журнала уроки и внеурочные мероприятия. В их основе базовые национальные ценности, обозначенные в Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России: патриотизм, социальная солидарность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. При этом особую значимость приобретают материалы внеурочной деятельности в рамках предметов осетинский язык, осетинская литература и традиционная культура осетин.

На страницах  журнала  печатаются  сценарии  внеурочных мероприятий с элементами проектной деятельности учащихся. К примеру, в первом номере журнала 2013 года был опубликован сценарий викторины по осетинской литературе, посвященной дню рождения основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова, в ходе которой учащиеся демонстрировали свои проектные работы. Опубликованная в том же номере журнала («Рухстауæг» №1, 2013г.) программа театрального представления «Симд Нартов» также предусматривает использование проектных работ учащихся. Мероприятия направлены на формирование патриотизма, бережного отношения к наследию предков, воспитание других нравственных качеств посредством произведений осетинской литературы и    устного народного творчества.

Одной из основных задач журнала является пропаганда передового опыта работы учителей осетинского языка и литературы. На страницах журнала печатаются разработки учителей осетинского языка – победителей республиканских и всероссийских конкурсов педагогического мастерства.

Среди материалов:

авторские программы внеурочной деятельности,

программы элективных курсов,

серии тематических уроков и внеурочных мероприятий,

дидактические материалы к урокам и др.

Содержание  их направлено на привитие учащимся любви к родному краю, бережному отношению к родному языку, почитанию традиций и обычаев предков. Так, программа «В мире осетинских пословиц» («Рухстауæг»№1,2012г.), разработанная  учителем осетинского языка сош№4 г.Беслан Джериевой М.Б., знакомит учащихся не только с тематикой осетинских пословиц, но и  представлениями осетинского народа о главных жизненных ценностях: родине, семье, общественном долге, труде, любви.

Спектр публикаций, отражающих по содержанию и форме духовно- нравственную, воспитательно-просветительскую, гражданско-патриотическую программы работы с детьми и  учащейся молодёжью достаточно разнообразен.

Как известно, воздействовать на детей в рамках урока могут три основных фактора: личность педагога, содержание учебного материала и уклад «жизни», уровень взаимодействия учитель-ученик (Врата учености: сборник интегрированных уроков по церковнославянскому языку // Сост. Макарова Е.В. М., 2007.)

Безусловно, содержание учебного занятия по родному языку и литературе должно быть нацелено на раскрытие духовно-нравственных ценностей и понятий. Тем более, что вся осетинская литература пронизана нравственной проблематикой. Но если учитель сам не различает, что есть добро и зло, что лежит в основе нравственности, то и глубинные идеи осетинской литературы, ее духовное наследие остается мертво.  Учитывая это обстоятельство, журнал «Рухстауæг» печатает на своих страницах материалы ученых-осетиноведов, позволяющие «погрузить» педагога в мир осетинской культурной традиции через интеграцию с предметами: «Традиционная культура осетин», «Основы национальной осетинской веры», «История осетинского языка». В качестве примеров можно привести следующие материалы последних номеров журнала:

- статья кандидата филологических наук, доцента кафедры осетинского языка и литературы СОГУ имени К.Л. Хетагурова Валиевой Т.И. «Уроки нравственности в средней школе» («Рухстауæг» 2010, №2);

- статья кандидата педагогических  наук, доцента кафедры иностранных языков  СОГУ имени К.Л. Хетагурова Корнаевой З.В. «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности учащихся начальной школы» («Рухстауæг» 2012, №2);

- этнографический материал «Термины родства у осетин» подготовленный шеф-редактором республиканской газеты «Рæстдзинад» Цгоевым Х.Г. («Рухстауæг» 2011, №1);

- статья кандидата педагогических  наук, старшего научного сотрудника кафедры ЮНЕСКО СОГПИ Дзампаевой Л.Г. «Особенности преподавания осетинского языка в системе поликультурного образования» («Рухстауæг» 2013, №1);

- статья кандидата филологических наук, доцента кафедры осетинского языка и литературы СОГУ имени К.Л. Хетагурова Валиевой Т.И. «Больные» вопросы общества в произведениях Арсена Коцоева» («Рухстауæг» 2013, №1);

- статья кандидата филологических наук, доцента кафедры осетинского языка и литературы СОГУ имени К.Л. Хетагурова Асаевой Н.А. «Образ богатыря в осетинском фольклоре» («Рухстауæг» 2013, №1)  и т.д.

При этом дополнениями к представляемым материалам  являются публикуемые в журнале  практические виды работы – урочные и внеурочные формы деятельности.

Все материалы журнала способствуют реализации требований ФГОС начального и основного общего образования

Как известно, содержание духовно-нравственного воспитания на уроке должно опираться на широкий историко-культурный контекст межпредметных связей. Редакцией  журнала большое значение уделяется материалом интегративного характера. Интегрированные уроки и внеурочные мероприятия дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.

Журнал «Рухстауæг» («Просветитель») стал настольной книгой не только педагогов Республики Северная Осетия-Алания, но и учителей Республики Южная Осетия.

В последнее время журнал видоизменился: к каждому номеру издается специальный диск с видеоматериалами, презентативными материалами уроков и внеурочных мероприятий.

Редакция журнала постоянно напрямую общается со своими читателями: организует для них встречи с коллективом редакции, учеными-осетиноведами, лучшими методистами республики; устраивает выставки методических копилок.

С целью обмена и распространения опыта издательской деятельности  редакция журнала несколько раз встречалась с методистами институтов повышения квалификации Северо-Кавказского федерального округа. Материалы журнала вызвали большой интерес у педагогов округа. Издание нашло поддержку и одобрение у сотрудников Центра национальных проблем образования ФИРО г. Москва.

Редакционная коллегия журнала:

Майрамукаева Ф.А. - канд. пед. наук, зав. кафедрой  осетинского языка и литературы СОРИПКРО (главный редактор)

Валиева Т.И., ст. преподаватель кафедры Осетинского языка и литературы СОРИПКРО

Газзаева Т.С., учитель высшей категории МКОУ СОШ№1 ст. Архоской

Джанаева Л.Ф.,  преподаватель кафедры Осетинского языка и литературы СОРИПКРО

Дзтиева Э.З., ст. преподаватель кафедры Осетинского языка и литературы СОРИПКРО

Камболов Т.Т., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой ЮНЕСКО СОГПИ

Кцоева М.И., ст. преподаватель кафедры Осетинского языка и литературы СОРИПКРО

Солтанова Д.М., ст. преподаватель кафедры Осетинского языка и литературы СОРИПКРО

Томаева З.Г., ст. преподаватель кафедры Осетинского языка и литературы СОРИПКРО

Хозиева Э.Ч., ст.  методист кафедры Осетинского языка и литературы СОРИПКРО

Цопанова Р.Г., доктор филологических наук, профессор кафедры осетинского языка и литературы СОГУ имени К.Л. Хетагурова

 
minprosv logo oset логотип логотип dpo Логотип ФИПИ universitet detstv
GO LP drugoedelo  exam    NCIO
легион drofa логотип b ruskoe slova mnemozina 2
окно