362040, г.Владикавказ, пер.Петровский, 9

Осетинская кукла

Материалы археологических раскопок подтверждают, что традиционно-бытовой материальной культуре осетин куклам принадлежит особое место, — они на протяжении сотен лет сопутствуют нашему этносу. Отдельное исследование куклам посвятил известный осетинский историк Вилен Уарзиати.

У осетин были популярны игрушки, изготавливаемые из лоскутов ткани, войлока, шерсти, теста, дерева, кожи и глины. Самыми распространенными из них были тряпичные куклы (хъазæн чындз – игрушечная невеста, чындз — невеста, гыкъына – пупс), которые имелись в каждом доме, где были дети. В куклы играли девочки и маленькие мальчики, а изготавливали эти игрушки чаще всего старшие члены семьи. Такие самодельные куклы представляли стилизованные человекообразные фигурки, сделанные из остатков войлока и шерсти, обшитые разноцветными лоскутками, отделанные декоративными средствами. Делали и тряпичные куклы, основой которых являлся деревянный каркас из двух палочек, крестообразно закрепленных и напоминающих человеческую фигуру.

В большинстве тряпичные куклы изображали женщин, что подчеркивалось пропорциями кукольной фигуры. Лицо куклы делалось плоского круглого камешка, пуговицы, или старой монеты, обшитых белой тканью. На самых первых куклах вы бы не увидели лица. То есть головка куклы была обмотана крест-накрест красными или черными нитками. Вот как это объясняет осетинский этнолог, профессор В. Уарзиати: «… кукла требует не созерцания чужой мысли, а игры с ней. Иначе есть опасность односторонне оценить куклу с чисто визуальной стороны. Другими словами, осетины считали, что если наделить « куклу лицом, то это будет мешать развитию фантазии у ребенка. Перед его глазами будет определенное лицо с определенными чертами, а это мешает развитию воображения.

Интересно, что иногда кукол шили сами девочки. Они шили для своих кукольных невест одежду, обувь и головной убор. Точно также шили и кукол, которые изображали мужчин. Девочки собирались вместе, выбирали для своих игр место и там играли. Вот как описывает игры в кукол профессор Х. Дзуцев: «Игра сопровождалась свадьбами, которые устраивали дети и где основными действующими лицами были их игрушечные куклы». Играя, дети изображали свадебную традицию осетин, и не только. У детей были специально изготовленные для игр колыбельки. Для них они сами шили одеяла, подушки, матрацы и т.д. «Таким образом, игра в куклы превращалась в своеобразную трудовую школу», — поясняет далее Х.Дзуцев. Так, в детских играх проецировались жизнь и заботы будущей хозяйки дома (хæдзары чынз, æфсин). Маленькая девочка, играя с куклой, укладывая «ребенка» спать в колыбель, ухаживая за ней уже через игру начинала приобретать навыки материнства. С пяти лет девочке доверяли покачать колыбель, чаще это было необходимостью. Если старшие сестры и женщины в доме были заняты, девочке было поручено смотреть за малышом. Уже к 12-ти годам она превосходно умела пеленать, шить одежду, убирать, заниматься домашними женскими делами.

Детские кукольные игры охватывали сравнительно небольшой период жизни. В условиях быта осетин игры прекращались довольно рано. Дети становились помощниками по хозяйству. Осетинский поэт, этнограф и художник К. Хетагуров: «…счастливая пора детства сокращена была здесь до минимума и лишена к тому же сколько-нибудь интересных игр и развлечений». Однако мы согласимся с великим Коста только в том, что дети очень рано вынуждены были отказываться от игр, потому что они очень рано становились помощниками в доме. А вот игр было немало. Хочется отметить, что девочки обращались с куклами очень бережно, стремились сохранить их до замужества. Выходя замуж (в 18-19веках в 13 лет девочек нередко выдавали замуж), они брали любимые игрушки с собой в новый дом, чтобы потом передать их своим детям.

Как отмечал этнограф В. Уарзиати, «в осетинском традиционном быту кукла не была предметом купли-продажи, изготовлялась для подарка». В народе наиболее популярные производители каркасных кукол были широко известны. Их изделия, предназначенные для подарка детям, были настоящими произведениями прикладного искусства и дарились, как пожелание счастья.

Современная осетинская кукла.

Традиционная осетинская кукла кардинально поменялась со временем, превратившись в сувенир. Осетинская национальная кукла сегодня — не игрушка. Это костюмная художественная кукла, очень нарядная и красивая. Она дает возможность прикоснуться ко времени, ее нельзя раздевать – одевать, она не игровая. У кукол сегодня разные лица, разный возраст. Она по-прежнему остается важным элементом национальной культуры.

Сегодня «эстафету» этих самобытных творческих традиций, которым «набежал» не один век, в нашей республике продолжают наследники старых осетинских мастеров и мастериц – современные художники, создатели авторских и сувенирных кукол. Продолжают талантливо и ярко. Их куклами не просто любуешься и восхищаешься – кажется, они дышат и живут. У каждой – свой характер, своя душа. Вот застенчиво улыбается , потупив ресницы, осетинская невеста в богатом национальном свадебном наряде – разгæмттæ, о вот гордо выступает с ритуальным зеркалом в руках скифская жрица в белоснежной вышитой золотом накидке. А еще создание каждого такого маленького шедевра – это сложный и кропотливый труд. У каждого мастера свои секреты, своя методика. И среди тех из них, чьи имена обрели известность уже далеко за пределами родной Осетии, можно назвать  художницу и дизайнера Земфиру Дзиову, Азу Таутиеву, Залину Цахилову, Изольду Гогичаеву и др.

К примеру, куклы Залины Цахиловой (фирма «Асик») сегодня украшают дома многих знаменитостей мира: Анджелины Джоли, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Ирины Хакамады, а у Александра Хлопонина есть целая коллекция кукол Кавказа. Среди кукол фирмы «Асик есть крошечные модели, это куклы – елочные игрушки, есть экземпляры, фигура и лицо которых делается скульптором, а одежда и украшения изготавливают мастера.

Богатые кукольные традиции осетин продолжает сегодня коллектив старейшего на Северном Кавказе театра кукол «Саби». В нем более 77-ми лет существует единственная на Северном Кавказе мастерская по изготовлению кукол. Мастера-кукольники из Северной Осетии создавали героев не только к спектаклям «Саби», но и для постановок ТЮЗов соседних республик. В мастерской театра «Саби могут сделать любую куклу – марионеточную, тростевую, перчаточную или маску героя. Если вернуться к нашим истокам, то мы увидим, что именно тростевые куклы с элементами шуточного ряжения бытовали у осетин. Можно привести в пример кукольные представления сказителя Дзугутова Бибо, жившего в конце 19-века в селении Старый Батакоюрт, известного в народе, как «Куырм Бибо».

 

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.