Заседание коллегии Министерства образования и науки Северной Осетии
На прошедшей коллегии Минобрнауки РСО-Алания ректор нашего Института Алана Виленовна Гагиева выступила с докладом «О единой региональной системе научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров».
Делимся ключевыми тезисами из доклада.
Единая региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров РСО-Алания является системообразующей частью Федеральной системы научно-методического сопровождения образовательного процесса, которая ориентирована на выработку нового подхода к обеспечению вертикально интегрированной системы профессионального развития педагогических и управленческих кадров системы образования, обладающего потенциально большей эффективностью за счет своей комплексности в сочетании с целевой направленностью на формирование и развитие компетенций, необходимых для решения нестандартных педагогических и управленческих задач, непосредственно вытекающих из целевых ориентиров государственной образовательной политики, поручений Президента Российской Федерации и иных программных документов федерального уровня.
Модель научно-методического сопровождения образовательного процесса, реализуемая на базе ЦНППМ СОРИПКРО, ориентирована на выработку нового подхода к обеспечению вертикально интегрированной системы профессионального развития педагогических и управленческих кадров системы образования и нацелена на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществляется в рамках ряда ключевых направлений.
Направление 1. «Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» включает формирование и организацию деятельности регионального методического актива. Решением Министра образования и науки РСО-Алания выделены ставки для формирования регионального методического актива на базе ЦНППМ СОРИПКРО, в качестве методистов прияты 30 педагогов , успешно прошедших диагностику профессиональных компетенций (проводимых ФИОКО) и повышение квалификации на базе академии Минпросвещения РФ.
Направление 2. «Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров» содержит перечень таких мероприятий, как диагностику профессиональных компетенций; проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства; реализацию программ ДПО, в том числе в форме стажировок по каскадной модели повышения квалификации, внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
В рамках этого направления в 2024 году планируется продолжить деятельность по разработке индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) (в планах — около 600 ИОМов), составленных на основе результатов диагностики педагогов и направленных на преодоление выявленных профессиональных дефицитов, проведению по ним обучения педагогов республики. В настоящее время в регионе построение ИОМов осуществляется по дефицитарному принципу с учётом перечня профессиональных компетенций, которые необходимо совершенствовать педагогическим работникам по результатам диагностических процедур.
Направление 3. «Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования» включает мероприятия по ведению регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП, реализуемых в регионе, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.); информированию педагогической общественности об основных тенденциях развития образования, продолжая работу по организационно-методическому и информационно-технологическому сопровождению реализации федеральных проектов в соответствии с национальными проектами «Образование» и «Демография», а также региональных проектов – запланировано в 2024 году 9 мероприятий.
В 2024 году Институтом предполагается проведение свыше 50 мероприятий, это:
- адресное организационно-методическое сопровождение (наставничество) школ, не достигших базового уровня по результатам самодиагностики «Школа Минпросвещения России»;
- комплексное организационно-методическое сопровождение деятельности республиканской рабочей группы, муниципальных методических служб и образовательных организаций по внедрению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (включая сопровождение деятельности по внедрению рабочих программ по учебным предметам в соответствии с обновленными ФГОС) и ФООП;
- консультационное и методическое сопровождение участников профессиональных конкурсов, в том числе проведение установочных и иных видов семинаров (вебинаров) и совещаний;
- адресное наставничество школ с устойчиво низкими образовательными результатами подготовки обучающихся (в течение 3-х лет).
Вся вышеперечисленная деятельность выстраивается на основе комплексного взаимодействия всех субъектов единой региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих команд (ПР и УК). Методическая работа как специальный комплекс практических мероприятий направлена на комплексное взаимодействие методических служб и педагогических работников образовательных организаций республики, ориентирована на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание действенной помощи в их преодолении, а значит, РС НМС должна совершенствоваться и способствовать развитию кадрового потенциала ПР и УК республики в достижении стратегических целей сферы образования РСО-Алания и России.