362040, г.Владикавказ, пер.Петровский, 9

История института

Свою историю ГБОУ ДПО СОРИПКРО ведет от республиканского института усовершенствования учителей, который был открыт 28 октября 1938 г.

Первые упоминания о курсах повышения квалификации кадров народного образования относятся к 20-м годам прошлого столетия, когда по необходимости организовывались курсы повышенного типа для учителей уровня подготовки.

ist

В мае 1935г. спущен приказ по Северо-Кавказскому краевому отделению народного образования Северо-Осетинскому областному отделу народного образования г.Орджоникидзе, где указывалось на неудовлетворительное состояние заочного образования и повышение квалификации кадров народного образования и все заведующие ОБЛОНО обязывались провести совещания с заведующими районных отделов по организации летних курсов.

1935-1936г.г. – комплектовались группы учителей (всего 70 чел. от республики), которых направляли в Северо-Кавказское краевое отделение народного образования в г. Пятигорск.

В 1937 г. план проведения курсов включал:

— экстернат или заочное обучение учителей по программам педагогического техникума;
— экстернат учителей за учительский институт, а также курсы повышения квалификации  заведующих избами-читальнями.

«В соответствии с приказом народного комиссара просвещения РСФСР от 28 октября 1938 г. №1430 Совет народных комиссаров  Северо-Осетинской АССР постановляет:

1. Объединить существующие в Северо–Осетинской АССР институт повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО) и республиканский школьно-методический кабинет, организовав на их базе республиканский институт усовершенствования учителей.

2. Предложить наркомпросу на содержание института отпустить до конца 1938 г. 150 тысяч р. за счет средств по ИПККНО и методкабинету, а также за счет неиспользованных средств по кадрам.

Председатель Совета Народных комиссаров  Северо-Осетинской АССР К.Кулов.
И.О. Управления делами Совнаркома Н.Бидихов».

 Основные задачи института:

  • повышение квалификации учителей и руководящих работников школ, городских и районных отделов народного образования;
  • изучение состояния преподавания и качества знаний учащихся;
  • разработка методических рекомендаций школам по улучшению качества учебно-воспитательной работы;
  • изучение, обобщение и внедрение в практику школ передового педагогического опыта;
  • организация методической работы в районах, городах края и руководство ею.

Первым директором РИУУ назначен Шамиль Бекмурзаевич Абаев.

40-е годы. На службе школе и учительству

В 40-х годах Орджоникидзевский ИУУ располагался в  арендованном здании на пр. Сталина,38.

Основные задачи, решаемые ИУУ в 40-е годы:

  • Изучение педагогических кадров, имеющих соответствующую специальность и законченное образование, по факту спланировать работу по усовершенствованию знаний педагогов по каждой специальности.
  • Оказание повседневной помощи школе и учителю в повышении качества учебно-воспитательной работы.

Значительное внимание уделяется однокомплектной и двухкомплектной школе, специфике работы учителя такой школы. Важным шагом в развитии Института стало образование на его базе кинофильмотеки.

Особое место в содержании курсов занимают вопросы марксистско-ленинской теории. Учебные планы и программы повышения квалификации ориентированы на изучение потребностей ребенка, анализ среды, определение ее. В 40-е годы руководителями ИУУ были:

5

50-е годы.  По ступенькам мастерства

Коренные преобразования в содержании работы института связаны с широкомасштабным введением политехнического образования и организацией учебных мастерских  в школах  СОАССР.

В целях улучшения работы института в соответствии с постановлением Совета института 16 марта 1958 г. произведена реорганизация кабинетов. В ИУУ функционирует 11 кабинетов: химии;  биологии, физики, математики, педагогики, иностранных языков, географии, начальной школы,  осетинского языка,  истории и политехнизации.

Утверждены штаты методистов, в том числе по пению, физическому воспитанию,  русскому языку и литературе,  политехнизации. Созданы активы  кабинетов в районах республики, с тем чтобы с их помощью поднять 30-тысячный коллектив учителей на творческий труд.

В эти годы в условиях достаточно авторитарной системы, рождались методический поиск и творчество. Руководители ИУУ понимали, что учителям, воспитателям нужны конкретная методическая помощь, поддержка, распространение опыта. «Оттепель» 60-х годов принесла соответствующую новизну. С учетом новых тенденций в системе образования на работу в институт принимали опытных учителей, руководителей школ, которые знали потребности педагогов, были энтузиастами, стремящимися донести до коллег новые знания, лучший опыт профессиональной деятельности. Главными критериями подбора кадров были беззаветная преданность делу народного образования, готовность, невзирая на трудности, работать на благо школы, учителя. В значительной мере успехи в работе института были обусловлен высоким профессионализмом руководителей института этого периода.

6

60-е годы. Традиции и новые подходы

ИУУ переезжает в здание на улице Томаева, дом 8.

Главная цель в повышении квалификации учителей — выполнение решений партии и правительства в области народного образования: совершенствование самой системы педагогического образования. В качестве принципа выдвигается периодичность занятий на курсах не менее одного раза в 5 лет.

Основные задачи, решаемые  ИУУ:

  • совершенствование методической подготовленности к организации и проведению учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;
  • разработка новых, более эффективных приемов и методов обучения и воспитания;
  • организация систематической шефской помощи опытных педагогов начинающим;
  • организация изучения и внедрения передового опыта.

70-е годы. Институтский корабль в пути

На 1970 г. структура Института, располагающегося в здании Пушкинской школы на улице Буачидзе, следующая: ректорат, бухгалтерия и 16 учебно-методических кабинетов. В Институте

  • укрепляется материальная база (сдано в эксплуатацию общежитие для слушателей курсов, оборудован лингафонный кабинет, приобретены  интерактивная доска, цифровой аппарат, компьютеры);
  • приоритетной становится задача ознакомления слушателей со всеми видами технических средств, методикой их применения как на уроках, так и во внеурочное время;
  • начало разработки методики учета педагогических кадров, повышающих квалификацию.

80-90-е годы. Путь к большим переменам

Институтом решаются задачи:

  • улучшение качества курсовой подготовки и эффективности экспериментальной и учебно-методической работы;
  • комплексная подготовка учителя: классный руководитель, воспитатель и предметник;
  • подготовка педагогов к обучению детей с 6-летнего возраста: работа по новым и усовершенствованным программам, введение новых предметов.

Творчески насыщенными в истории института стали 80-е годы, связанные с оптимизацией учебно-воспитательного процесса по системе Ю.К.Бабанского, внедрением достижением педнауки в практику работы школ. Институт стал центром обмена опытом, дискуссий, методических трибун по актуальным проблемам обучения и воспитания: «Каким должен быть современный учитель», «Искусство общения», «Совместная работа школы, семьи и общественности».
На научно-методическом счету института в 80-е годы была модель непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, комплекс материалов для диагностики и оценки эффективности непрерывного повышения квалификации, разработки деловых игр на курсах и семинарах. Процесс перестройки, развернувшийся в стране, заставил руководство института и его коллектив задуматься о  перспективах дальнейшей деятельности. Необходимы были усилия научного потенциала и интеграция усилий сотрудников в управлении развивающейся и обновляющейся системой повышения квалификации педагогов республики. Был намечен и начал реализовываться путь преобразований. В 80-е годы УМК вошли в состав образованных кафедр (кафедра русского языка и литературы, кафедра информатики и вычислительной техники, кафедра общественных наук, кафедра предметов естественно-математического цикла, кафедра осетинского языка и литературы). В этот период институт возглавил Ситохов Георгий Борисович (Подробнее «Учитель перед именем твоим«).

 7

  Путь к большим переменам

В 90-ые годы институт вступил с новой структурой и обновленным содержанием деятельности. Девяностые годы внесли в работу института и новые функции. Сохраняя основное направление – повышение квалификации учителей и специалистов образовании, активно включился в работу по переподготовке кадров.

В целях обеспечения более качественного уровня учебного процесса:

  • структура и содержание учебных планов курсовых мероприятий кафедр  ориентированы на требования МО РФ «О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (Письмо №22-06-709 от 22.05.2001);
  • осуществляется работа по обеспечению преемственности образовательных программ повышения квалификации и программ всех уровней образования педагога;
  • продолжается работа института по развитию сотрудничества с учебными книгоиздательствам («Дрофа», «Просвещение», «Вентана — Граф») в контексте изменения структуры и содержания образования и их методического сопровождения;
  • особое внимание уделяется формированию психолого-педагогической компетентности педагогов, углублению теоретических знаний возрастной психологии, конфликтологии,  формированию толерантности, навыков сотрудничества и партнерства.

В контексте реализации ПНПО в учебные планы повышения квалификации всех категорий педагогов включен модуль, раскрывающий особенности организации воспитательной работы в современных условиях. В значительной степени изменены программы повышения квалификации педагогов системы дополнительного образования детей.

Важным шагом в профессиональном саморазвитии работников института является  участие в организации и проведении республиканского конкурса  «Учитель года», а также в конкурсе ПНПО, на котором педагоги обмениваются опытом, презентируют видеоматериалы, оказывают психологическую поддержку будущим участникам.

Информационно-методическое обеспечение процессов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров РСО-Алания осуществляется институтом по трем направлениям:

  • обучение педагогов как пользователей персональных компьютеров;
  • знакомство педагогов с информационными ресурсами в формах тематических подборок, Web-сайтов, мультимедийных презентаций;
  •  подготовка учителей к использованию Интернет-технологий в образовательном процессе.
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.