362040, г.Владикавказ, пер.Петровский, 9

Дала фæндыр

Дала-фанды́р (осет. дала фæндыр) — осетинский (аланский) народный инструмент семейства щипковых, звуки на котором извлекаются быстрым «перебором» струн, «бряцанием» или «щёлканьем» по ним указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.

Дала-фæндыр является «сольно-сопровождающим» инструментом. В данном случае словосочетание сольно-сопровождающим имеет два понятия: отдельно сольный инструмент и отдельно сопровождающий (аккомпанирующий), а также сольно-сопровождающий во время сопровождения танца, где инструмент выступает как солирующий и аккомпанирующий одновременно. Чаще всего дала-фæндыр сопровождал пение и танцы. На нём также исполнялись соло и песенные мелодии. Под его аккомпанемент пелись лирические, бытовые песни, песни, сопровождавшие танцы и т. д.

Инструмент дала-фæндыр до 750 мм в длину, двух или трёхструнный. Головка, гриф и корпус изготовляются из цельного куска дерева. Корпус (то есть ящик) выдолблен. Сверху он покрыт тонкой пластинкой (верхняя дека). Материалом для изготовления является любая древесина твердой породы (клён, груша), но верхняя дека выполняется всегда из древесины мягкой породы (хвойные), так как «она более звучна и способствует формированию хорошего звука» и легче поддаётся обработке. Верхняя дека крепится к корпусу, но сначала недалеко от предполагаемого места расположения «кобылки» — по обеим сторонам от центра деки — прорезаются два небольших резонаторных отверстия. Их форма бывает различной (два «полумесяца», обращённые друг к другу и т. п.). Но встречаются инструменты и с одним резонаторным отверстием, расположенным в центре деки и обращённым к «кобылке».

В начале 30-х годов народными мастерами-энтузиастами А.Газзаевым, А.Магкоевым и другими, при непосредственном участии М.Шавлохова и Т.Кокойти, частично были реконструированы хъисын-фæндыр, дыууадæстæнон-фæндыр и дала-фæндыр. В 1936 году на основе реконструированных инструментов в Цхинвале был создан оркестр народных инструментов, в состав которого вошли несколько дыууадæстæнон-фæндыров.

Инициаторами являлись знаток и ценитель народной старины П.Г.Тедеев и композитор Т.Я.Кокойти. Несмотря на то, что инструменты этого оркестра обладали довольно сильным звуком и этим выгодно отличались от традиционных, реконструированные дала-фæндыр и хъисын-фæндыр не нашли признания. Вскоре после распада оркестра они были забыты. Этому так же способствовало и отсутствие серийного выпуска инструментов — изготовлено было около десяти — пятнадцати экземпляров.

Первым серьёзным началом реконструкции осетинских традиционных инструментов следует считать совместную большую работу Б.А.Галаева и П.А.Шошина, в результате которой в 1938 г. был реконструировал дала-фæндыр. Специалистом по технологии реконструкции и изготовления народных музыкальных инструментов П.А.Шошиным на основании технических обмеров, сделанных композитором и фольклористом Б.А.Галаевым, была создана вся техническая документация по реконструкции и созданию оркестровых видов дала-фæндыров.

Уже в 1939—1940 годах под непосредственным руководством П.А.Шошина в экспериментальной музыкальной мастерской комбината ВХО г. Москвы было создано шесть оркестровых видов дала-фæндыра — пикало, прима, альт, тенор, бас и контрабас — комплект из 27 инструментов. Техническое исполнение (Внешне сохранена традиционная форма) реконструированной модели очень высоко — удачно установлены для каждого оркестрового вида мензура и разбивка по ладам; с учётом предельных возможностей решена акустическая сторона инструмента (струны заменены металлическим), и общие музыкальные возможности стали шире. В оркестровом обиходе он стал более «гибким» и «подвижным» инструментом. Реконструированная модель дала-фæндыра отвечает самым высоким техническим требованиям.

 

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.