Современные подходы к преподаванию физики. Векторы развития инженерного образования


28 апреля в СОРИПКРО прошла республиканская научно-практическая конференция в рамках основных мероприятий Дорожной карты по развитию инженерного образования в республике для учителей физики общеобразовательных и инженерных классов.
На конференции в дистанционном формате приняли участие гости из республики Кабардино-Балкария, Южной Осетии, Бурятии и г. Москвы. Соучредителями мероприятия были Министерство образования и науки РСО-Алания и Владикавказский институт управления.
С приветственным словом выступили Швецов Андрей Владимирович, заместитель министра образования и науки республики, и Гагиева Алана Виленовна, проректор по научно-методической работе СОРИПКРО.
На конференции рассматривались вопросы развития инженерного образования в школах республики, участия в олимпиадах, проектах МФТИ и «Сириуса» через взаимодействие с вузами (СКГМИ, СОГУ), работы с мотивированными детьми по подготовке к олимпиадам, современные технологии и проблемы преподавания физики.
На конференции были представлены доклады:
1. О реализации инженерного образования в школах республики
Дзеранова Алета Лаврентьевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физико-математических дисциплин СОРИПКРО
2. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности при изучении физики и астрономии как обязательное требование ФГОС
Опаловский Владимир Александрович, кандидат технических наук, заместитель руководителя методического центра ГлобалЛаб, г. Москва
3. О результатах проведения Северо-Кавказской олимпиады интеллектуальных единоборств «Кредо-знание» для школьников 10–11-х классов
Баззаев Александр Казбекович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики СОГУ, доцент кафедры ИТ ВИУ, исполнительный директор Фонда поддержки образования «Кредо-знание», г. Владикавказ
4. Интеграция общего и дополнительного образования как фактор развития олимпиадной подготовки талантливых школьников
Гедмишхов Астемир Хамидович, учитель биологии Лицея для одаренных детей ГБОУ «ДАТ «Солнечный город»» Минпросвещения КБР, г. Нальчик
5. Проблемы преподавания физики в вузе: методика и практика
Икоева Кетино Хазбиевна, старший преподаватель кафедры математики и физики Юго-Осетинского государственного университета им. А.А. Тибилова, кандидат физико-математических наук
6. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи в КБР (из опыта работы ДАТ «Солнечный город»)
Джаппуева Тамара Бакуевна, директор Лицея для одаренных детей ГБОУ «ДАТ «Солнечный город»» Минпросвещения КБР
7. О проблемах подготовки учителей физики
Даурова Альбина Ахсарбековна, декан физико-технического факультета СОГУ, кандидат технических наук, доцент кафедры физики конденсированного состояния
8. Повышение качества образования по предметам естественно-математического цикла в условиях реализации ФГОС: опыт Республики Бурятия
Базарова Дашима Жамбаловна, заведующий кафедрой методики преподавания общеобразовательных дисциплин ГАУ ДПО «Бурятский институт образовательной политики», Сункуева Ирина Николаевна, руководитель ЦНППМ
9. Клиповое мышление и борьба с ним
Еремина Антонина Федоровна, доцент кафедры физики конденсированного состояния физико-технического факультета СОГУ
10. Проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС
Селиверстова Горислава Павловна, почётный работник общего образования РФ, заслуженный учитель РСО–Алания, учитель физики СОШ №2 г. Алагира
11. Из опыта работы по реализации инженерного образования в РФМЛИ
Гульчеева Рита Петровна, учитель физики РФМЛИ г. Владикавказа
12. Использование цифровых технологий в дополнительном образовании при формировании инженерного мышления
Скворцов Павел Андреевич, руководитель «Кванториума» г. Владикавказа, учитель информатики
13. Развитие профессионального обучения как один из факторов предпрофессионального образования учащихся инженерных классов
Хадикова Элина Казбековна, заместитель руководителя Центра ОПП РСО-Алания, доцент кафедры экономики и экономической безопасности ГГАУ
14. Инженерное образование: выполнение практической части программы
Ходжаева Изабелла Григорьевна, старший преподаватель кафедры физико-математических дисциплин СОРИПКРО
15. Внеурочная работа учителя физики в условиях реализации ФГОС
Радченко Татьяна Ивановна, почётный работник общего образования РФ, заслуженный учитель РСО–Алания, учитель физики МБОУ СОШ №26 г. Владикавказа
В рамках обсуждения подчеркивалась важность интеграции физических знаний и навыков в подготовку будущих инженеров. Особое внимание уделялось внедрению междисциплинарных подходов, использованию современных технологий и методов обучения, таких как моделирование, виртуальные лаборатории и проекты, способствующие развитию практических навыков и креативного мышления у учащихся.
Также учителям школ, участвующим в подготовке к олимпиаде «Физтех. Инженер» МФТИ, были вручены благодарности Швецовым А.В.
«Конференция дала возможность участникам обменяться передовым опытом, обсудить новые методы и подходы к преподаванию физики и обучению учащихся в инженерных классах, а также наладить сотрудничество между образовательными учреждениями», — отметила ст. преподаватель СОРИПКРО Дзеранова А.Л.