Каковы тренды в педагогике и в образовании в целом в 2024 году?
Ученые Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания) в сотрудничестве с другими международными исследователями ежегодно готовят публичный доклад о трендах в образовании: Innovating Pedagogy. В 2023 году доклад подготовлен совместно с Центром инноваций в обучении и преподавании Университета Кейптауна (ЮАР). Он отражает 10 тенденций в педагогике, у которых есть потенциал повлиять на всю систему образования и которые, по мнению ученых, заслуживают пристального внимания практиков.
Российское образование включено в мировой контекст, при этом оно сохраняет свою специфику. Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ совместно с образовательным холдингом Ultimate Education узнали у экспертов российского образования, какие из мировых трендов уже активно применяет наше педагогическое сообщество, у каких есть потенциал развития в 2024 году, а какие из трендов наименее актуальны для России. Также коллеги провели опрос среди участников Конкурса инноваций в образовании (КИвО) и студентов образовательного холдинга Ultimate Education, включающего 6 онлайн-школ по различным направлениям от дизайна и юриспруденции до моды и психологии. Мировые тренды оценили 302 инноваторовов и 435 студентов онлайн-школ более чем из 60 регионов РФ.
Данное исследование проводится ВШЭ третий раз, с результатами прошлых лет можно ознакомиться здесь и здесь.
Тренды
Тренд 1. Мультимодальная педагогика (согласны 58% инноваторов и 34% студентов)
Важность тренда отметили более половины инноваторов — из них более 60% в возрасте до 29 лет. Инноваторы старшего поколения (50+ лет) менее склонны внедрять разные способы презентации материалов в обучение. Среди студентов онлайн-образования важность многообразия способов коммуникации отмечает более трети учащихся — значимость тренда признают, однако на фоне других он не становится приоритетным, так как в онлайн-обучении культура мультимодальной педагогики наиболее развита. Эксперты в свою очередь отмечают, что представление материала исключительно в одном-двух форматах (например, текстовом и аудиальном) ограничивает образовательные возможности. Тема изучается глубже и качественнее, если контент оформлен с использованием инфографиков, запоминающихся иллюстраций (в том числе мемов), видео- и аудиоформатов, а также инновационных технологий: ИТ-решений, нейросетей, виртуальной реальности.
Тренд 2. Взаимопроникновение учебных сред (согласны 50% инноваторов и 48% студентов)
Сопряжение технологий и элементов образовательного процесса в равной степени отмечается как инноваторами, так и студентами. Пандемия коронавируса изменила традиционный процесс обучения. Онлайн-формат стал его неотъемлемой частью. Бум нейросетей, произошедший в 2023 году, а также набирающие популярность технологии AR/VR открывают педагогам новые возможности обогащения классических педагогических методов.
Тренд 3. Обучение через вызов (challenge) как образовательный формат (согласны 31% инноваторов и 56% студентов)
Чаще всего этот тренд выбирают инноваторы, не работающие в образовательных организациях: сотрудники инновационных проектов, НКО, предприниматели, родители. Это согласуется с мнением студентов онлайн-школ, среди которых больше половины отмечают, что в процессе обучения их вовлекали в самостоятельный поиск решений сложных задач. Эксперты подчеркивают значимость проектно-исследовательских работ при прохождении нового материала. Такая механика не только способствует лучшему усвоению материала, но и позволяет развить soft-skills: problem-solving, креативность и умение работать в команде.
Тренд 4. Педагогика отношений (согласны 48% инноваторов и 29% студентов)
Среди инноваторов чаще всего этот тренд отмечают женщины, респонденты в возрасте до 29 лет, а также сотрудники образовательных организаций. Для них в процессе обучения важно не только усвоение знаний, но и здоровый климат, способствующие профессиональному развитию взаимоотношения между участниками образовательного процесса. Только треть студентов онлайн-школ отмечают данный тренд как первостепенный: это объясняется тем, что педагогика отношений в среде онлайн-образования развивается, опережая другие сегменты — потребность в ней у большинства студентов закрыта, у них есть возможность самостоятельно выбирать менторов и адаптировать учебную программу под свои потребности и нагрузку. Эксперты считают, что в такой парадигме особенно значима роль наставника и ментора, с которым у обучающегося складываются доверительные отношения и который помогает своему менти добиваться достижений.
Тренд 5. Предпринимательское образование (согласны 39% инноваторов и 29%студентов)
Этот тренд наиболее близок инноваторам среднего возраста (30-49 лет), обладающим ученой степенью. Около половины инноваторов, выбравших этот тренд, представляют не классическое образование, а сектор НКО, edtech и бизнес. Логично, что для них развитие предпринимательских компетенций в школе и университете — ключевые показатели качества программы. Проектная деятельность, несмотря на долгую историю внедрения, используется далеко не повсеместно, а акселерационные программы все еще являются новинкой для российского рынка, поэтому среди студентов онлайн-школ тренд пока разделяет только треть опрошенных, однако картина может измениться в ближайшие годы. По мнению экспертов, навыки управления и развития бизнеса являются «мета-скиллами», на которые заметен рост спроса. В ближайшей перспективе они прогнозируют увеличение популярности этого тренда.
Тренд 6. Педагогика заботы в опосредованной цифровыми технологиями среде (согласны 35% инноваторов и 36%студентов)
Этот тренд признали важным более трети инноваторов и студентов онлайн-школ. Наименьшей популярностью (13%) он пользуется среди инноваторов с научной степенью — их запрос в обучении отличается от других ступеней: зачастую они приходят на курсы за конкретной информацией, и поддержка со стороны образовательной организации им не требуется. Эксперты подчеркивают, что внимание к ментальному здоровью учащихся напрямую влияет на их вовлеченность в процесс и, как следствие, эффективность усвоения информации. Особенно важны практики заботы именно при онлайн-обучении. Когда студент воспринимает информацию не в формате живого общения, при столкновении с трудностями его мотивация может упасть. Задача педагога в таком случае установить доверительный контакт с обучающимся, а также стимулировать общение внутри образовательного комьюнити.
Тренд 7. Педагогика с использованием генеративного искусственного интеллекта (согласны 37% инноваторов и 29% студентов)
Генеративный искусственный интеллект в 2023 году переживает бум. Крупные российские edtech-компании активно внедряют его в образовательный процесс, а эксперты, хоть и отмечают неравномерность покрытия ИИ в образовании, прогнозируют масштабирование технологии в образовании в ближайшем будущем. При этом среди инноваторов такого мнения чаще придерживаются представители бизнеса, чем участники традиционной системы образования. Студенты онлайн-школ также реже отмечают важность этого тренд по сравнению с другими тенденциями. С внедрением правил использования ИИ в университетах в перспективе возможен рост интереса со стороны обучающихся и государственных учреждений.
Тренд 8. Сближение контекстов обучения и обучающегося (согласны 30% инноваторов и 25% студентов)
Хотя по оценкам инноваторов и студентов этот тренд не ведущий, его в равной степени выбирают представители всех групп респондентов, а эксперты отмечают, что адаптация материалов под культурный бэкграунд и интересы учащихся стимулирует их вовлеченность в образовательный процесс. Немаловажным этот аспект становится для детей из семей мигрантов, для которых знакомство с новой культурой проходит легче через апелляцию к их опыту.
Тренд 9. Подкасты как педагогическая технология (согласны 29% инноваторов и15% студентов)
Слушать образовательные подкасты в основном предпочитает молодежь до 35 лет. Мнение экспертов о тренде разделилось: некоторые признают потенциал аудиоформата в обучении и видят больший потенциал в видеоподкастах, другие — отрицают целесообразность формата. В целом, соотношение ответов инноваторов, большинства студентов и экспертов свидетельствует о том, что в образовании подкасты могут выступать в качестве дополнения к другим видам представления контента — например, в рамках тренда мультимодальной педагогики.
Тренд 10. Метавселенная для образования (согласны 19% инноваторов и 24% студентов)
Виртуальные миры — новый тренд не только в сфере образования, но и в отрасли высокотехнологичных инноваций, поэтому результаты опроса инноваторов и студентов демонстрируют невысокие значения. При этом инноваторы до 29 лет и студенты онлайн-школ проявляют больший интерес к использованию метавселенных в образовательных целях. Согласны с ними и эксперты — они видят большое количество возможностей, которые могут стать доступны с развитием технологии в будущем.
_____________________________________________