Предметно-методическая подготовка современного учителя
28 ноября СОРИПКРО провёл вебинар по физике, на котором обсуждались вопросы мотивации учащихся на уроках физики при решении задач.
В образовании, в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО, происходит поворот от знаниевой парадигмы обучения, которая была основной в течение многих десятилетий, к системно-деятельностному подходу. Для реализации этого подхода нужна конкретная методика для каждого учебного предмета и учебные материалы, позволяющие её реализовать, — метод исследования ключевых ситуаций!
Дзеранова А. Л., старший преподаватель кафедры физико-математических дисциплин, ознакомила молодых учителей с данным методом и рассмотрела с ними ключевые ситуации конкретных задач (свободное падение тела, движение тела по наклонной плоскости, движение по окружности в горизонтальной или вертикальной плоскости), которые служат источниками практически всех задач школьного курса.
Изучение ключевых ситуаций — это живой мост между «теорией» и «задачами», причём мост с двусторонним движением. С одной стороны, задачи рождаются при изучении ключевых ситуаций, в которых наглядно проявляется действие физических законов. С другой стороны, благодаря решению задач на основе ключевых ситуаций теория осознаётся, то есть становится действенной силой, а не пассивным набором фактов и формул. Исследование ключевой ситуации представляет собой развитие «золотого правила» решения задач. Главное отличие ситуации от задачи состоит в том, что в ситуации нет поставленного вопроса. Ученики вместе с учителем ставят вопросы по данной ситуации и находят ответы на них.
«Ключевые ситуации выделяются не в форме правил, вопросов или задач — это именно ситуации встречи ученика с новым, интересным, удивительным, загадочным идеальным объектом. Это ситуации потенциальной возможности правила, вопроса, учебной задачи, проблемы, парадокса», — отметила Дзеранова Алета.